Что такое Тосол и для чего нужен ?

Просмотров: 22762 | Дата публикации: 18/11/2022

Что такое Тосол и для чего нужен ?

Тосол - охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, предназначенная для охлаждения двигателей внутреннего сгорания,  эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.

Само название «ТОСОЛ» является аббревиатурой технологии производства охлаждающей жидкости "технология органического синтеза", окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе высокоатомных спиртов (метанОЛ, этанОЛ). 
   Буквы А40-М означают соответственно:
  • А - автомобильный,
  • М - модернизированный,
  • 40 - температура начала кристаллизации.
   Прежде всего, «ТОСОЛ»  должен обеспечивать надежное охлаждение двигателя при низких температурах окружающей среды, как правило, до - 40С, не закипать при температуре более 1000С и защищать металлы и сплавы двигателя от коррозии. Кроме того, качественный тосол обладает смазывающими свойствами, что является отличной профилактикой для долгой эксплуатации водяной помпы. Все эти свойства обеспечиваются тщательно сбалансированным комплексом присадок, которые вводятся в тосол при его производстве. Чем совершеннее пакет присадок, тем качественнее тосол и, тем дольше служит вся система охлаждения, предохраняя от разрушения радиатор с патрубками и соединениями, соответственно повышается ресурс работоспособности двигателя. 
Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы он использовался строго по назначению. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы.
 

Вопросы и ответы

Что такое "ТОСОЛ" и для чего он нужен? ТОСОЛ - укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ, или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя применяются многие другие отечественные (например, ОЖ "ЛЕНА") и зарубежные названия. - "Для чего?" - Вроде бы понятно. - "Чтобы не замерз радиатор зимой, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе". В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное - это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа "ТОСОЛа" - гликолевый эфир - моноэтиленгликоль (МЭГ) - прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1, 112 г/см3 с температурой кипения 1970С. Для обеспечения всех предъявляемых к "ТОСОЛУ" свойств в его состав входят еще около 10 различных добавок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество "ТОСОЛа". Все охлаждающие жидкости на основе МЭГ можно смешивать и разводить в любых пропорциях с учетом концентрации МЭГ и поправкой на антикоррозионные свойства.
Не замерзает при низких температурах не воспламеняется не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя не пенится не воздействует на материалы системы охлаждения стабильный при эксплуатации и хранении имеет высокую теплопроводность и теплоемкость
В соответствии с ГОСТ 28084-89 - имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ - К (концентрат), ОЖ - 40 и ОЖ - 65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084 - 89. Организации стремятся не следовать ГОСТ, не улучшить его, а приноровить новое ТУ к выпускаемому продукту, который обычно хуже по нескольким параметрам, и, как правило, такие вопросы легко решаются. Наиболее распространенным является,  разработанное на основе указанного ГОСТ с названием ТОСОЛ А40 - М. Буквы А40 - М означают соответственно: А - автомобильный, М - модернизированный, 40 - температура замерзания.
К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.
Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Но, скажем, простой 1:1 водный раствор МЭГ с водой, также имеет температуру замерзания около - 400С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может "проесть" радиатор в считанные месяцы. Разница - в добавках. И если в отечественном "ТОСОЛе" их около 10, то в лучших зарубежных образцах - около 40, да и количество контролируемых параметров в таком "ТОСОЛе" - тоже около 30, в отличие от 10 отечественных.
Никак. Приготовленный "ТОСОЛ" бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло - зеленому оттенку, в Германии принят темно - зеленый цвет, в Италии - красный.
Вопрос может показаться странным. "А зачем?" Стандартный ТОСОЛ обычно имеет температуру замерзания - 40 С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе, именно разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 - температура замерзания - 40 С, 2 части концентрата - 3 части воды - температура замерзания - 30 0С, 1:2 - температура замерзания - 20 0С.
Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы "ТОСОЛа" - около 3 лет, или 60 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности - не менее 1, 075 кг/см3
Если в летнее время вместо "ТОСОЛа" использовалась простая вода, то почти наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь. Кстати, при толщине накипи 1, 5 - 2мм расход топлива может возрасти на 8 - 10 %. В этом случае (да и в любом случае), систему охлаждения следует тщательно промыть водой, в которую добавлены средства для предотвращения накипи, дать поработать двигателю 15 - 20 мин, 2 - 3 раза промыть водой.
Термин "ТОСОЛ - 80" - одно из распространенных заблуждений. Так называют концентрат, разведением которого 1:1 получают антифриз с температурой замерзания - 400С. Концентрат - сложный химический состав с температурой замерзания - 120С, и только разведение его водой образует антифриз с температурой замерзания - 400С.
Также важный момент: увеличение доли концентрата в антифризе свыше 50 % не приведет к уменьшению температуры замерзания, а, наоборот, приведет к ее увеличению, скажем, до - 350С. Хотя, при этом улучшатся общие защитные свойства раствора.
В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние.
Кстати, для зарубежных антифризов существует не один параметр - температура замерзания, а два: температура начала образования хлопьев льда (например, - 380С) и температура замерзания (например, - 450С).
Как ни обидно - практически ничего.

Итак, перечислим основные свойства качественного тосола:

  1. Температура замерзания. Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности "ТОСОЛа" около 1.078 г/см3он замерзает при - 400С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если "бодяжник" разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Еще одно из заблуждений. Такое измерение плотности должно производиться при температуре 200С. И измерить тот же "ТОСОЛ" при температуре 350С плотномер покажет температуру замерзания - 300С, а при температуре измерения - 200С покажет температуру замерзания - 480С.
  2. Цвет. Как указывалось выше - не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это - плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.
  3. Вкус, запах. МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Здесь Вы можете застраховать себя только от самой грубой и наглой подделки.
  4. Канистра. Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.
  5. Этикетка. Обычно - это слабое место мелкого "бодяжника". Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих - кода, ссылок на изготовителя - не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка - это все - таки скорее всего от производителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя. Так все - таки, где же и какой продукт выбрать? В том месте, куда Вы можете прийти завтра или послезавтра, или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта. Как видно из приведенных данных, "ТОСОЛ" - это довольно сложный раствор и приготовление его в "гаражных" условия невозможно. Контроль за сырьем, соблюдением всех ТУ как на этапе изготовления, так и в конечном продукте, может осуществлять только достаточно крупная компания, имеющая мощную производственную базу. Конечно, можно, сэкономив несколько рублей, купить на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 10 - 20 рублей в месяц в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

Хотите получить выгодное коммерческое предложение ?

Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!