Что такое Тосол и для чего нужен ?

Что такое Тосол и для чего нужен ?

Тосол - охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля, предназначенная для охлаждения двигателей внутреннего сгорания,  эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.

Само название «ТОСОЛ» является аббревиатурой технологии производства охлаждающей жидкости "технология органического синтеза", окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе высокоатомных спиртов (метанОЛ, этанОЛ). 
   Буквы А40-М означают соответственно:
  • А - автомобильный,
  • М - модернизированный,
  • 40 - температура начала кристаллизации.
   Прежде всего, «ТОСОЛ»  должен обеспечивать надежное охлаждение двигателя при низких температурах окружающей среды, как правило, до - 40С, не закипать при температуре более 1000С и защищать металлы и сплавы двигателя от коррозии. Кроме того, качественный тосол обладает смазывающими свойствами, что является отличной профилактикой для долгой эксплуатации водяной помпы. Все эти свойства обеспечиваются тщательно сбалансированным комплексом присадок, которые вводятся в тосол при его производстве. Чем совершеннее пакет присадок, тем качественнее тосол и, тем дольше служит вся система охлаждения, предохраняя от разрушения радиатор с патрубками и соединениями, соответственно повышается ресурс работоспособности двигателя. 
Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы он использовался строго по назначению. Обычно выбирается цвет, неестественный для живой природы.

FAQ по тосолу

  1. Что такое "ТОСОЛ" и для чего он нужен?
  2. Какие основные свойства "ТОСОЛа"?
  3. Какие "ТОСОЛы" бывают?
  4. Какая разница между отечественными и зарубежными "ТОСОЛами"?
  5. Как влияет цвет "ТОСОЛа" на его свойства?
  6. Как разводить "ТОСОЛ"?
  7. Как часто надо менять "ТОСОЛ"?
  8. Как заменять "ТОСОЛ"?
  9. Что такое "ТОСОЛ" - 80?
  10. А что будет при температуре, скажем, - 50?
  11. Что и как можно проверить при покупке "ТОСОЛа"?

1. Что такое "ТОСОЛ" и для чего он нужен? ТОСОЛ - укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ, или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя применяются многие другие отечественные (например, ОЖ "ЛЕНА") и зарубежные названия. - "Для чего?" - Вроде бы понятно. - "Чтобы не замерз радиатор зимой, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе". В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное - это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа "ТОСОЛа" - гликолевый эфир - моноэтиленгликоль (МЭГ) - прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1, 112 г/см3 с температурой кипения 1970С. Для обеспечения всех предъявляемых к "ТОСОЛУ" свойств в его состав входят еще около 10 различных добавок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество "ТОСОЛа". Все охлаждающие жидкости на основе МЭГ можно смешивать и разводить в любых пропорциях с учетом концентрации МЭГ и поправкой на антикоррозионные свойства. 

2. Какие основные свойства "ТОСОЛа"? Не замерзает при низких температурах не воспламеняется не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя не пенится не воздействует на материалы системы охлаждения стабильный при эксплуатации и хранении имеет высокую теплопроводность и теплоемкость

3. Какие виды "ТОСОЛа" бывают? В соответствии с ГОСТ 28084-89 - имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ - К (концентрат), ОЖ - 40 и ОЖ - 65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084 - 89. В то же время, другие ТУ более позднего периода обычно "от лукавого", и их насчитывается как минимум десяток. Организации стремятся не следовать ГОСТ, не улучшить его, а приноровить новое ТУ к выпускаемому продукту, который обычно хуже по нескольким параметрам, и, как правило, такие вопросы легко решаются. Наиболее распространенным является ТУ88 Украины 264 - 08 - 93, разработанное на основе указанного ГОСТ с названием ТОСОЛ А40 - М. Буквы А40 - М означают соответственно: А -. автомобильный, М - модернизированный, 40 - температура замерзания. К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.

4. Какая разница между отечественными и зарубежными "ТОСОЛами"? Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Но, скажем, простой 1:1 водный раствор МЭГ с водой, также имеет температуру замерзания около - 400С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может "проесть" радиатор в считанные месяцы. Разница - в добавках. И если в отечественном "ТОСОЛе" их около 10, то в лучших зарубежных образцах - около 40, да и количество контролируемых параметров в таком "ТОСОЛе" - тоже около 30, в отличие от 10 отечественных. В декабре 1996 года был проведен своеобразный "конкурс" антифризов европейских производителей "DEKRA TEST". Победителем в нем оказался "Glysantin Protect Plus" от BASF. Среди призеров - "ARAL AF Kuhlerschutz" и "Extra SHELL AG GlycoShell". При этом антифризы от BP - "BP anti - frost", от AGIP - "Antifreeze Extra D" - условно рекомендованы, от FINA - "Termidor" - вообще не рекомендован для применения.

5. Как влияет цвет "ТОСОЛа" на его свойств? Никак. Приготовленный "ТОСОЛ" бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло - зеленому оттенку, в Германии принят темно - зеленый цвет, в Италии - красный.

6. Как разводить "ТОСОЛ" (концентрат)? Вопрос может показаться странным. "А зачем?" Стандартный ТОСОЛ обычно имеет температуру замерзания - 40 С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе, именно разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 - температура замерзания - 40 С, 2 части концентрата - 3 части воды - температура замерзания - 30 0С, 1:2 - температура замерзания - 20 0С.

7. Как часто надо менять "ТОСОЛ"? Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы "ТОСОЛа" - около 3 лет, или 60 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности - не менее 1, 075 кг/см3

8. Как заменять "ТОСОЛ"? Если в летнее время вместо "ТОСОЛа" использовалась простая вода, то почти наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь. Кстати, при толщине накипи 1, 5 - 2мм расход топлива может возрасти на 8 - 10 %. В этом случае (да и в любом случае), систему охлаждения следует тщательно промыть водой, в которую добавлены средства для предотвращения накипи, дать поработать двигателю 15 - 20 мин, 2 - 3 раза промыть водой.

9. Что такое ТОСОЛ - 80? Термин "ТОСОЛ - 80" - одно из распространенных заблуждений. Так называют концентрат, разведением которого 1:1 получают антифриз с температурой замерзания - 400С. Концентрат - сложный химический состав с температурой замерзания - 120С, и только разведение его водой образует антифриз с температурой замерзания - 400С. Также важный момент: увеличение доли концентрата в антифризе свыше 50 % не приведет к уменьшению температуры замерзания, а, наоборот, приведет к ее увеличению, скажем, до - 350С. Хотя, при этом улучшатся общие защитные свойства раствора.

10. А что будет при температуре, скажем, - 500C? В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние. Кстати, для зарубежных антифризов существует не один параметр - температура замерзания, а два: температура начала образования хлопьев льда (например, - 380С) и температура замерзания (например, - 450С).

11. Что и как можно проверить при покупке "ТОСОЛа"? Как ни обидно - практически ничего. - Температура замерзания. Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности "ТОСОЛа" около 1.078 г/см3он замерзает при - 400С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если "бодяжник" разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Еще одно из заблуждений. Такое измерение плотности должно производиться при температуре 200С. И измерить тот же "ТОСОЛ" при температуре 350С плотномер покажет температуру замерзания - 300С, а при температуре измерения - 200С покажет температуру замерзания - 480С. - Цвет. Как указывалось выше - не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это - плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора. - Вкус, запах. МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Здесь Вы можете застраховать себя только от самой грубой и наглой подделки. - Канистра. Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек. - Этикетка. Обычно - это слабое место мелкого "бодяжника". Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих - кода, ссылок на изготовителя - не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка - это все - таки скорее всего от производителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя. Так все - таки, где же и какой продукт выбрать? В том месте, куда Вы можете прийти завтра или послезавтра, или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта. Посмотрите на газеты (журналы) свежие и годичной давности, и найдите знакомые имена. Зайдите на фирму или в магазин. Носят ли лица менеджеров по продажам следы выяснения качества продукции? Если нет, рискните. Как видно из приведенных данных, "ТОСОЛ" - это довольно сложный раствор и приготовление его в "гаражных" условия невозможно. Контроль за сырьем, соблюдением всех ТУ как на этапе изготовления, так и в конечном продукте, может осуществлять только достаточно крупная компания, имеющая мощную производственную базу. Конечно, можно, сэкономив несколько гривен, купить на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 10 - 20 коп. в месяц в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля. Но самый главный совет: никогда не покупайте руководствуясь только принципом "самый дешевый ТОСОЛ только у нас!!!". Ведь Вы же теперь "тертый калач".

Хотите получить выгодное коммерческое предложение ?

Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!